Национал-Демократический Альянс приветствует давно назревшую реформу правоохранительных органов, ныне, очевидно, не справляющихся с задачами обеспечения безопасности граждан, защиты их прав и собственности. Многочисленные преступления с участием сотрудников правоохранительных органов говорят о фактическом коллапсе правоохранительной системы, не способной контролировать действия собственных подчиненных.
Сложившаяся ситуация является следствием полного отсутствия гражданского контроля за деятельностью правоохранительных органов. Только посредством создания прозрачной, подотчетной обществу системы можно искоренить произвол и круговую поруку в рядах МВД. Однако мы вынуждены констатировать, что предложенный Президентом законопроект «О полиции» содержит ряд существенных изъянов, которые едва ли позволят провести полноценную реформу МВД на его основе.
Так, сформулированные в законопроекте положения об "общественном контроле за деятельностью полиции" (статья 52), "о важности мнения граждан при официальной оценке работы полиции" (статья 9, пункт 8) являются чисто декларативными при отсутствии реальных механизмов контроля и влияния общественного мнения на деятельность МВД. Таких механизмов в законопроекте просто не предусмотрено.
Мы убеждены, что таким механизмом могла бы стать выборность начальников районных ОВД (на необходимость которой указывается в Манифесте НДА). Именно посредством выборов граждане могли бы оценивать результаты работы полиции. Нынешняя система вертикальной отчетности, в рамках которой сотрудники предоставляют отчет о своей деятельности только вышестоящему начальству, в итоге порождает массовые фальсификации и тотальную неспособность руководителей отслеживать реальное положение дел.
Далее, начальники региональных УВД должны контролироваться региональными властями и назначаться главами субъектов федерации, а не Президентом и чиновниками Министерства внутренних дел. Это позволит преодолеть неэффективную вертикальную организацию МВД, которая препятствует декларируемым целям реформы и ставит корпоративные интересы сотрудников ведомства выше интересов общества.
Однако статья 4 законопроекта не дает региональным органам власти возможности влиять на организацию и кадровую политику правоохранительных органов. Это не только идет вразрез со статьями 32 и 72 Конституции, но означает также полную потерю контроля над деятельностью сотрудников правоохранительных органов со стороны местных властей.
Мы также считаем, что апелляциями к угрозе "распада страны" разработчики законопроекта лишь пытаются оправдать его многочисленные недостатки. Именно негибкая "вертикаль власти" способствует тому, что правоохранительные органы игнорируют запросы населения на местах - это и ускоряет начавшийся de facto распад государственности.
Законопроект содержит и другие положения, неприемлемые с правовой точки зрения:
- Пункты 2 и 4 статьи 32 законопроекта создают возможность для беспрецедентного использования насилия сотрудниками полиции. Пункт 2 вводит "презумпцию законности": любые требования сотрудника полиции считаются законными, пока в суде не доказано обратного. Пункт 4 разрешает сотрудникам полиции принуждать граждан к исполнению своих требований. Таким образом, законопроект создает ситуацию, когда не сотруднику полиции необходимо доказывать в суде необходимость применения насилия, а гражданину необходимо обратиться в суд постфактум, чтобы определить правомерность примененного к нему насилия.
- Пункт 7 статьи 13 и пункт 14 статьи 14 законопроекта позволяют сотрудникам полиции требовать от группы граждан, собравшихся в общественном месте, разойтись и задерживать (на срок до трех часов) всех отказавшихся следовать этому требованию. Отметим, что такое задержание не подразумевает наличия даже административного правонарушения, поскольку позволяется задерживать любого, отказавшегося покинуть собрание, если это собрание "нарушает порядок движения транспорта и пешеходов" (что делает любое крупное общественное собрание или митинг). В законопроекте не сделано никаких оговорок по поводу собраний, уведомление о которых было подано в соответствующие органы. Даже такие собрания согласно законопроекту могут быть разогнаны, а их участники - при отказе разойтись – задержаны. Эти пункты прямо противоречат статье 31 Конституции, гарантирующей гражданам право мирно собираться в общественных местах, вне зависимости от того, нарушают ли такое собрание порядок движения пешеходов и транспорта.
- Пункт 13 статьи 30 законопроекта запрещает сотрудникам полиции участвовать в партиях и общественных объединениях или даже финансово поддерживать партии и объединения. Этот пункт прямо нарушает конституционные права граждан поступивших на службу в полицию, а также делает их политическими заложниками существующей власти, не предоставляя никакой возможности организованно выражать свои политические взгляды. Нам непонятно, каким образом можно наладить доверительные отношения с сотрудниками, вынужденными охранять законы, в процессе принятия которых они не могут полноценно участвовать.
Координационный совет Национал-Демократического Альянса.
Москва, 12 августа 2010 г.
http://nazdem.info/texts/141